Все чаще мамы сталкиваются с тем, что при пренатальном скрининге по УЗИ или сразу после рождения у малыша обнаруживаются сросшиеся пальчики на кистях и/или стопах. Откуда? Что делать и к кому обращаться? Прежде всего не надо паниковать! Современный подход и комплексное решение данной проблемы в ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера» Минздрава России успешно решается уже более 40 лет!
Что такое синдактилия?
Синдактилия (от др.-греч. συν- — вместе, с + δάκτυλος — палец) – это врожденное сращение на руках или ногах двух или нескольких пальцев. Ключевая особенность этой патологии заключается в том, что пальцы рук или ног срастаются и возможность разноименных движений отсутствует. Заболевание может присутствовать как на одной, так и на нескольких конечностях. К тому же синдактилия пальцев кистей или стоп может сопровождаться и другими деформациями, связанными с неправильным развитием суставов или пространственным положением пальцев, их недоразвитием или укорочением. На долю синдактилии приходится около 50% врожденных аномалий верхних конечностей. По статистике, патология встречается у 10% новорожденных с разной степенью выраженности. У девочек патология встречается реже, чем у мальчиков. Возможно сращение нескольких пальцев в единый конгломерат, при этом нередко имеются амниотические перетяжки.
Признаки и причины синдактилии
Патология проявляется на 4-6 неделях беременности, когда у эмбриона происходит закладка и формирование конечностей. К факторам, обуславливающим развитие данного порока, можно отнести:
- отягощенную генетическую наследственность (было или есть у кого-то из родственников, очень часто поврежденный ген передается именно по мужской линии);
- плохую экологию места проживания матери;
- воздействие токсических веществ;
- прием лекарственных препаратов на ранних сроках беременности;
- психоэмоциональный стресс.
Что делать при выявлении синдактилии?
В такой ситуации прежде всего показана консультация детского травматолога-ортопеда.
Где?
Лучше всего и правильнее получить такую консультацию в специализированном медицинском учреждении, которое активно и много лет занимается лечением такой проблемы – ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера» Минздрава России.
Почему именно там?
Потому что синдактилия – это сложный порок развития, который лечится только хирургическим методом.
Виды синдактилии
Синдактилия на ногах, как и на руках, бывает двух видов в зависимости от вида сращения:
- Мягкотканая форма, при которой срастаются только мягкие ткани, при этом кости могут полноценно развиваться.
- Костная форма, при которой имеется частичная или полная спайка костей фаланг.
Хирургическое лечение синдактилии у детей и подростков – как проводится операция?
Для устранения этой врожденной аномалии развития показана реконструктивно-пластическая операция, направленная на устранение сращения пальцев кисти/стопы, ликвидацию косметического дефекта и восстановление функции. В каждом случае метод, этапность операций и объем хирургического лечения, а также программа восстановительного лечения подбирается индивидуально после дополнительного обследования и коллегиального обсуждения специалистов ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера» Минздрава России.
В зависимости от сложности и формы порока могут применяться различные методы реконструктивных операций, цель которых не только устранить порок, но и восстановить анатомические структуры конечности таким образом, чтобы кистью или стопой ребенок мог пользоваться (ходить с полноценной опорой, писать, рисовать, держать ложку, чашку и прочее).
Возраст лечения
Технически хирургическое лечение возможно проводить сразу после рождения. Но целесообразно оперативное лечение начинать от 10 месяцев и старше, так как основной фактор успеха – это разработка и приобретение навыков пользования конечностью. Сообразительность ребенка и начало выработки алгоритма пользования конечностями как раз и приходится на этот возраст.
Полноценное пользование и мануальные способности Вашего ребенка – это не только его социальная адаптация, но и правильное психоэмоциональное развитие, приобретение навыков и речевых способностей.